Шепоты и блики: «Твой цвет» — нежное аниме о том, что зажигает сердца рок-тихонь

Российский онлайн-прокат окрасился в «Твой цвет» — так называется новый фильм Наоко Ямады, которая уже много лет восхищает любителей анимации по всему миру. В её послужном списке — «Форма голоса», «Вайолет Эвергарден», «Кэйон!», «Повесть о доме Тайра» и другие признанные хиты. Однако только сейчас она отважилась на оригинальный проект — вместе с талантливой командой студии Science SARU («Дандадан», «Руки прочь от кинокружка!»). Алексей Филиппов пробует разобраться, что заставляет сиять как героев, так и само аниме Ямады.

Шепоты и блики: «Твой цвет» — нежное аниме о том, что зажигает сердца рок-тихонь

Мечтательная Тоцуко Хигураси подобна солнечному зайчику: тихая, лучистая, непоседливая. Она учится в католической школе для девочек и видит «цвета» людей. Именно необычное внутреннее свечение — глубокая лазурь! — привлекает её в Кими Сакунаге, которая вскоре забросит учебу. Аккурат после того, как случайно залепит Тоцуко в лицо во время вышибал (та засмотрелась). Буквальный краш обернется поисками загадочной сверстницы — и знакомством с робким Руи Кагэхирой, обладателем изумрудной «ауры». Неожиданно они договорятся организовать (христианскую) рок-группу. Для начала — под именем «Супер-мороженное».

«Твой цвет» — первый оригинальный фильм знаменитой постановщицы Наоко Ямады, чье имя заслуживает стоять в одном ряду с Макото Синкаем, Мамору Хосодой и другими режиссерами, более известными широкой аудитории. Четверть века работы в аниме-индустрии она отмечает квинтэссенцией творческого подхода, где на авансцену выходят оттенки и жесты, музыкальные фразы и язык цветов (ханакотоба), робкие чувства и захлестывающие ощущения. Многое из того, что явлено в новой работе, можно было увидеть и в предыдущих, но каждый проект Ямады отличается нюансами, интонациями и ракурсами. Например, на студии Science SARU («Ину-О», «Дандадан») её героини стали еще более приземленными, не столь инопланетно стройными, как были в Kyoto animation («Лиз и синяя птица», «Форма голоса»). Проще говоря — все они обладают уникальным цветом, если смотреть на аниме так же, как Тоцуко — на людей.

Шепоты и блики: «Твой цвет» — нежное аниме о том, что зажигает сердца рок-тихонь

История о скромнице с необычной синестезией подобна яркому узору в калейдоскопе, возникающему из знакомых паттернов под воздействием зеркал. Написала её сценаристка Рэйко Ёсида (манга «Токио Мяу Мяу»), с которой Ямада почти неразлучна со времен «Кэйона!» — культового сериала о школьных подругах, которые тусуются вместе под предлогом кружка легкой музыки. Замкнутые, словно изолированные коллективы, преимущественно женские, часто встречаются в фильмографии постановщицы. Даже в национальном эпосе «Повесть о доме Тайра» могущественный японский род можно рассматривать как своего рода коммуну. Их судбу фиксирует девочка Бива — сирота с гетерохромией, которая способна одним глазом видеть будущее, а творящуюся перед ней Историю она увековечивает при помощи одноименного музыкального инструмента.

Дар Тоцуко менее фантастичен, но она на всякий случай хранит его в секрете, чтобы не прослыть чудачкой. Пускай в мире «Твоего цвета» почти не существует внешнего осуждения: ни католический устав, ни пубертатный разгрул, ни родительские ожидания не оказывают активного давления на ключевую троицу. Кими сама решила помогать бабушке, устроившись на работу, а Руи даже боится заговорить с матерью, что фамильная профессия ему не совсем по душе. Ямада и Ёсида живописуют отношения трех непохожих подростков, чей пульсирующий дух пребывает в поиске, а разум — сталкивается с боязнью разочарования. Бога, настоятельниц, сверстниц, мамы, бабушки, себя. История Тоцуко, Кими и Руи свита из наития и блуждающих мечт, которые еще не приняли конкретную форму, а потому напоминают музыкальную или цветовую гамму.

Шепоты и блики: «Твой цвет» — нежное аниме о том, что зажигает сердца рок-тихонь

Вновь Наоко Ямада предлагает жизнелюбивую, но неуловимо печальную картину мира, где люди напрасно боятся контакта — с другими или своими желаниями. В эмоциональной палитре фильма замешаны и глубочайшее одиночество, и подростковая растерянность (которая вряд ли уйдет с годами), и романтическая дружба (эсу), и просто желание быть с кем-то на одной волне. Местная цветовая дифференциация отражает богатый спектр чаяний и неповторимость каждого персонажа — в том числе некогда взбалмошной сестры Хиёсико, излучающей нежно-медовый. Ямада обращает инаковость в уникальность, не фокусируясь на том, какая из граней личности задает персональный оттенок. Потому фильм открыт для интерпретаций как история творческой, сексуальной, религиозной и других форм самоидентичности.

Главное, что импульсом к этому могут стать окружающие. Даже если кажутся строгими и недоступными, как планеты на уроке астрономии. С единомышленниками бывает проще «запечатлеть» желаемое: неслучайно ключевая троица образует RGB-модель (красный, зеленый, синий), которая используется для цветопередачи глазом и современной техникой. Не пестрое ли мерцание возможностей, возникшее около силуэта Кими, так заворожило Тоцуко во время вышибал? Словно звезды выстроились в ряд — и зазвучала музыка небесных сфер.

Шепоты и блики: «Твой цвет» — нежное аниме о том, что зажигает сердца рок-тихонь

Оттого у фильма такая вкрадчивая интонация, какая бывает наедине, в максимально доверительной, даже интимной обстановке. Во время ночевки, разговора по душам, исповеди. В конце концов, жанр «Твоего цвета» можно определить как вариацию (христианского) гимна, который, по словам Хиёсико, может быть посвящен чему угодно, самым будничным или даже мрачным переживаниям, если несет ценности доброты, красоты и истины (еще одна важная троица). Вот и получается, что одна из интенций Ямады, лишь поверхностно знакомой с католичеством (её бабушки исповедовали буддизм и синтоизм), напомнить окружающим простую и не обязательно религиозную догму. Кто светел — тот и свят.

Смотрите «Твой цвет» в онлайн-кинотеатрах.

«Твой цвет»

Хотите больше новостей и обзоров аниме — подписывайтесь на «Покебол с предсказанием». Например, там вы можете прочитать о 70 отличных новинках 2024 года или большое интервью с Наоко Ямадой о «Твоем цвете» и других проектах.

Источник

«Пророк. История Александра Пушкина»: Рифмы и панчи Солнца русской поэзии

10 апреля в онлайн-прокат выходит «Пророк. История Александра Пушкина» — музыкально-биографический фильм молодого режиссера Феликса Умарова, угрожающий ни много ни мало перевернуть игру в жанре. Звезды сошлись для проекта как нельзя лучше. Во-первых, роль «нашего всего» играет Юра Борисов (о том, что его номинировали на «Оскар», напоминают даже с постера). Во-вторых, «Пророк» привносит в формат байопика новую, невиданную российским кино вольность. Такого Пушкина — мятежного по рок-звездному и живого, не чета забронзовевшему образу из хрестоматий — нигде больше и не увидеть.

«Пророк. История Александра Пушкина»: Рифмы и панчи Солнца русской поэзии

Для нас Александр Сергеевич, понятное дело, — великий поэт, чьи строчки известны чуть ли не с младенчества, и главный символ чести великолепного русского века, невольником которой он был. В общем, не человек даже, а эдакое продолжение многочисленных памятников, чья география — от Вашингтона до Владивостока. За патиной уже почти не видно, как Пушкина воспринимали современники: что был он моднейшим и скандальнейшим автором, а «Евгений Онегин» когда-то выходил «в онгоинге» и ждали его, как сегодня ждут новый сезон любимого сериала. Знакомством с поэтом бравировал перед провинциальной публикой гоголевский «Ревизор» Хлестаков (это как сегодня хвалиться, что с Виктором Пелевиным на дружеской ноге), питерские картежники ставили деньги на «тройку-семерку-туз», позаимствованные из «Пиковой дамы». Ночью же после отпевания Пушкина у гроба бдели зареванные фанатки. Умели же скорбеть по кумирам! Чиновники еще и возмущались: за что ему, обалдую, бездельнику и диссиденту, такая любовь? Два столетия минуло, а несоответствие государственного и общественного вкуса как было скрепой отечественной культуры, так ею и остается.

На противопоставлении «официального» и «анекдотического» образов «Пророк» играет необычно смело — по степени взятых на себя рисков фильм Феликса Умарова напоминает рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда». Надо же было додуматься взглянуть на житие гения через, пускай оставившего множество забавных житейских историй, оптику давней шутки: «Пушкин — первый русский рэпер. Рифмовал, происходил из Африки, погиб в перестрелке». Когда поэт был маленьким (заглавного героя времен Царскосельского лицея играет Кай Гетц), он уже вовсю баттлил с учителями: агрессивным речитативом песочит юный Пушкин иезуитский нрав наставников, унижающих его гражданское достоинство. Звучат тогда подсудные (и сегодня нежелательные) хлесткие панчи о свободе и свержении деспотии. Взрослые в ужасе, когда прорвавшийся на встречу с пожилым Державиным юноша угрожает скорым наступлением политической и духовной революции, которую принесет на своих плечах новое поколение. Мэтр провокации не боится, признает талант и респектует кучерявому эм-си, тем самым защитив его от возможных репрессий.

«Пророк. История Александра Пушкина»: Рифмы и панчи Солнца русской поэзии

Проходит несколько лет, и Пушкин вырастает в Юру Борисова, снимает дешевую квартиру на грязной окраине Петербурга и начинает кутить в компании старых друзей: тихого романтика Пущина (Илья Виногорский) и недалекого, но верного служаки Константина Данзаса (Роман Васильев). Трио раздолбаев творит бесчинства, восхищая и пугая высший свет нетрезвыми акциями. Завязывается знакомство с добродушным и до комичного самовлюбленным Жуковским (Илья Любимов), а княгиня Голицына (Светлана Ходченкова) лично протежирует поэта. Эти связи очень кстати: где-то в подвалах императорской жандармерии граф Бенкендорф (Сергей Гилев), облаченный в кожаный сюртук — хоть и царский, а чекист — уже завел на Пушкина дело и мечтает вывезти антимонархический элемент подальше в Сибирь. Силами друзей удается избежать каторги и сплавить вольнодумца куда потеплее, в южные губернии. Пушкин и тут в своем репертуаре: чины не уважает, работу нагло саботирует, да еще и завязывает роман с женой непосредственного начальника — графиней Воронцовой (Анна Чиповская). Она его и научит премудростям звездного имиджа, в котором одного таланта мало. Нужен еще и скандал.

Освоив правила игры, Пушкин влетает в густой кабак с пистолетом в руке, плюется вишневыми косточками в оппонентов на дуэли (никто не знает точно, сколько их было). Его похождения поданы как авантюрный роман с песнями и плясками, но у пушкинистов вряд ли возникнут к увиденному серьезные вопросы: вроде бы и цветисто, сказочно, но всё по воспоминаниям свидетелей. Мелодичность вообще не мешает «Пророку» быть историческим фильмом, в котором выдумки немногим больше, чем в документалке «Живой Пушкин». Легендарные истории о зайце, спасшем поэта от участия в восстании декабристов, и саранче, которая «летела-летела, сидела-сидела, всё съела и вновь улетела» (такой отчет предоставлен Пушкиным канцелярии после инспекции угодий Херсонщины), провоцируют вопрос: почему на уроках литературы никто не рассказывал, что Александр Сергеевич был такой прикольный? А если и рассказывали, то отчего же не запомнилось?

«Пророк. История Александра Пушкина»: Рифмы и панчи Солнца русской поэзии

Чего там школьные уроки с мучительным заучиванием отрывков из «Руслана и Людмилы». В кино ситуация не лучше: Пушкиных много, и все они не про путь человека, а про обслуживание актуальных идеологических установок. Гений себе не принадлежит и вечно становится инструментом обличения то царизма («Поэт и царь»), то отравляющих русское общество иностранных агентов («Пушкин. Последняя дуэль»). Сценаристам Василию Зоркому и Андрею Курганову удается не только поставить биографию на рельсы рэп-мюзикла, но и нейтрализовать характерные для пушкинского кино политические интонации. Тут есть император Николай (Евгений Шварц), но вместо безусловного осуждения приглашают следить за его развитием: от юноши, подобравшего монарший венец, до искушенного «царя Палкина». То же с Бенкендорфом, озвучившим в поэтическом споре главную идею силовиков. «Мороз и солнце», — говорит ему Пушкин. «Кнут и пряник», — парирует начальник тайной полиции, прежде чем выписать оппоненту справку о благонадежности. Оказывается, и с ним, кровопийцей, можно как-то сладить. Очаровательное перемирие заключается между культурной оппозицией с институтом верноподданичества.

В обилии героев, сюжетных линий, смешных реплик и танцевальных номеров есть несомненный магнетизм, но к финалу «Пророк» уже перестает контролировать избыточность. Не остается толком времени ни для Дантеса (жаль — Флориан Дебиендра предстал в нетипичном образе для убийцы гения), ни для Натальи Гончаровой (Алена Долголенко). За эту сторону пушкинской жизни придется отдуваться сериалу «Натали и Александр» — уж там мелодрамы отсыпали с горкой. Конечно же, Юра Борисов никак не похож на Пушкина с картины Кипренского — а как поэт выглядел в молодости, мы можем только гадать: тут даже посмертная маска не поможет. И если о визуальных образах и темпе повествования еще можно спорить, то очевидную красоту замысла оценят даже прожженные скептики: впервые на первый план вышел не вылизанный Пушкин-гражданин, революционер или затравленный обществом творец, а модный, изменчивый и колючий, притом чертовски обаятельный герой любого времени. Неважно, поэт ты или звезда хип-хопа: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей».

«Пророк. История Александра Пушкина» в онлайн-кинотеатрах PREMIER, START и Кинопоиск с 10 апреля.

«Пророк. История Александра Пушкина». Трейлер №2

Источник

«Новокаин»: Не болит голова у клерка

8 апреля в зарубежных онлайн-кинотеатрах появился «Новокаин» — комедийный боевик с налетом боди-хоррора, явно вдохновленный «Адреналином» и «Рейдом». Добродушный «белый воротничок» Нейтан Кейн (Джек Куэйд) пускается в погоню за преступниками, ограбившими банк и взявшими в заложники его подругу. Клишированная завязка в духе половины фильмов с Джейсоном Стэйтемом или Лиамом Нисоном освежается интересным сценарным допущением: у Нейтана редкое заболевание, из-за которого он не чувствует боль. Можно его резать, бить, варить в кипящем масле — он все равно будет ломиться вперед, как танк. «Новокаин» представил зрителю идеального героя для драйвового фильма с драками и перестрелками, еще и превратил его полное насилия приключение в сеанс психотерапии для убежденных интровертов.

«Новокаин»: Не болит голова у клерка

На первый взгляд банковский менеджер Нейтан (Куэйд) мало отличается от среднестатистического обывателя — по крайней мере, стилем жизни. Каждый будний день он просыпается по будильнику, готовит себе питательный смузи с огурцом и едет на работу в трастовый банк. Дежурно улыбается на занятиях по тимбилдингу, беседует о всякой всячине с коллегами и искренне пытается помочь своим клиентам, попавшим в трудное финансовое положение — например, решается в обход правил придержать документы престарелого заемщика, дав ему еще чуть-чуть времени перед визитом судебных приставов. Вечерами Нейтан сжигает время в онлайн-играх и читает медицинские справочники. Ничем особо не выделяющийся невротик-социопат: живет ради работы, друзей не имеет кроме напарника по играм Роско, которого лично никогда не видел (в виртуальном пространстве прячется Джейкоб Баталон). С подругами тоже не клеится.

У Нейтана целый ворох компульсий вроде отказа от потребления твердой пищи, хождения в туалет по таймеру, странной привычки пить американо со льдом. И в целом он хоть и обаятельный, но какой-то дерганый. Повезло же ему все-таки встретить человека, который считает все эти ритуалы не тревожным расстройством, а интересными причудами. Его коллега Шерри (Эмбер Мидфандер) пришла в компанию совсем недавно и явно интересуется Нейтаном, зовет его пообедать вишневым пирогом и пропустить по паре стаканчиков в баре. Тут и выясняется, что пирогов Нэйтан боится — их нужно жевать, и, увлекшись этим процессом, клерк может невзначай откусить себе язык. У него еще в детстве выявили синдром Бельмонда — редкое генетическое заболевание, поражающее нервную систему. Нейтан не чувствует боли, поэтому может просто не заметить, что держит в руках раскаленную добела сковороду. Родители возвели вокруг него хрустальный купол, а одноклассники, наоборот, использовали Нейта для отрабатывания ударов. Они же и прозвали его «Новокаином», кулаками отбив всякий интерес к социализации. Удивительно, что в таких условиях Нейтан таки умудрился вырасти приятным парнем.

«Новокаин»: Не болит голова у клерка

И весьма героическим! На следующий день после свидания окрыленный Нейтан прибегает на работу и не подозревает, что в его банк вот-вот ворвутся грабители в костюмах Санта-Клаусов (нечто подобное мы видели в триквеле «Такси»). Злодеи убивают начальника и пару прибывших на вызов полицейских, после чего сматываются, прихватив Шерри в качестве живого щита. А избитый, но отлично себя чувствующий Нейт, решается поднять с земли пистолет и броситься в погоню за девушкой, которая стала для него единственным близким человеком. Его недуг волею сценария превращается в суперсилу: может случиться все что угодно, но Нейт продолжит идти по следу, коллекционируя разнообразные увечья и потешно реагируя на искренние попытки злодеев его прибить.

«Новокаин» — боевик одного концепта, это роднит его с дилогией «Адреналин», экспериментальным FPV-экшном «Хардкор» и несправедливо забытым «Пристрели их». Таким фильмам не нужен, а порою и противопоказан закрученный сюжет — достаточно одной интересной вводной, которая будет обосновывать череду ярких и запоминающихся сцен. Главный двигатель — подробно (даже чересчур) раскрытая особенность жизни Нейта, предоставившая ему повод заняться самоистязанием нам на потеху: макнуть руку в кипящий фритюр (отсылка на японский ужастик «Сплошная кровь» сразу выдает в создателях «Новокаина» людей «высокой культуры»), сломать себе пальцы и буднично замазать раны суперклеем. Ахать и охать от увиденного полагается не ему, а зрителю, которому подробно покажут каждое новое ранение Новокаина. Будет их много: по доброй традиции, заложенной еще в сериале «Пацаны», опрятный и не слишком героический Джек Куэйд будет залит бутафорской кровью с ног до головы. Ничего нового, просто любовь опять требует жертв. А тандем режиссеров Дэна Берка и Роберта Олсена, до того мастеривший недорогие хорроры («Вторая половинка»), есть чувство, просто не может снять фильм, в котором главному герою не попытаются выковырять глаз ржавым гвоздем.

«Новокаин»: Не болит голова у клерка

Парад веселого, не замутненного высокими материями насилия не успевает наскучить, хотя порою и очень пытается. «Новокаин» катастрофически проседает в моменты, когда фокус внимания переносится с неутомимого Нейтана на преследуемых им разбойников (во главе с Рэем Николсоном) и неудачно вшитых в повествование детективов (Бетти Гэбриел и Мэтт Уолш) — они тоже идут по следу банды Санта-Клаусов, но делают свою работу с очевидной неохотой. Возможно, эти необязательные истории планировались как кратковременная передышка между актами веселой масакры. Получились, однако, скучные и абсолютно ненужные антракты.

В конце концов, это история даже не о кровавой бане или спасении принцессы из лап дракона, а о простом человеческом счастье среднего класса — затюканного, сгоревшего на работе парня, которому наконец-то предоставляется шанс проявить себя и победить детские страхи. Завершив свой поход, Новокаин впервые в жизни сможет безбоязненно съесть пирожок, да еще и демонстративно долго его прожевывая — это одновременно и гениальная, и несуразная метафора осознания своей полноценности.

«Новокаин». Трейлер на английском языке

Источник